Elite-Astronomy

На главную  ║ Назад   Известные астрономы

Известные астрономы

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) - ок. 962-1048

 
  Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед (ок. 962-1048) - знаменитый среднеазиатский ученый, мыслитель и энциклопедист, родился в 973 году в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. О детских и юношеских его годах ничего не известно, жизнеописание начинается со зрелых лет. В это время Бируни переезжал с места на место, нигде не задерживаясь подолгу. Сначала он служил при дворе хорезмшаха Мухаммада, резиденция которого находилась в Кяте. После нескольких лет службы он перебрался в город Горган и поступил к князю Кабусу ибн Вушмагиру. Но и здесь он долго не задержался. Вернувшись в Хорезм, Бируни служил хорезмшаху Мамуну. После того как в 1017 году султан Махмуд Газневид захватил Хорезм, Бируни вынужден был переехать в Газни (Афганистан).
   Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, «щедро одаривший ал-Бируни своими милостями». В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – «Канон Масуда» по астрономии и звездам.
   Находясь на службе у Махмуда, он принимал участие в его походах в Индию, в которой он прожил несколько лет.
   Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.
   Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (примерно 150 трудов) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезама - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7.5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией.
 
   Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.
   В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.
   Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др. Умер Бируни в Газне (ныне Газни, Афганистан) в 1048 году.

На главную  ║ Назад   Известные астрономы

 Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz