Elite-Astronomy

На главную ║  Назад   Космонавты и астронавты

Космонавты и астронавты

Стрекалов Геннадий Михайлович

 

   Стрекалов Геннадий Михайлович (Gennadiy Strekalov) (1940-2004) – летчик-космонавт СССР, кандидата технических наук, майор запаса (с 16.10.1984), заслуженный мастер спорта СССР (1980), дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1980 года и от 11 апреля 1984). Стрекалов родился 28 октября 1940 года в городе Мытищи Московской области, РСФСР. В 1957 году окончил среднюю школу в городе Калининграде Московской области.
   В 1957 - 1960 годах работал медником 4-го разряда на Заводе экспериментального машиностроения (п/я 924, производственная база ОКБ-1), принимал участие в изготовлении корпуса первого искусственного спутника Земли. С 3 октября 1964 года работал в ОКБ-1. Вначале техником-стажером 23-го отдела, затем, со 2 августа 1965 года - инженером-конструктором того же отдела. Занимался выпуском рабочих чертежей по ракете РТ-1 (изделие 8К95).
   В 1965 году окончил Московское высшее техническое училище им.Н.Э.Баумана (МВТУ), машиностроительный факультет, специальность «инженер-механик». В 1968 году окончил Университет марксизма-ленинизма при Калининградском горкоме КПСС.
   С 1 сентября 1966 года работал инженером 511-го отдела, с 1 апреля 1968 года - инженером 142-го отдела ЦКБЭМ. С 1 октября 1970 года - инженер (1 ноября 1970 года - старшим инженером) 041-го отдела. Ведущий инженер по одному из узлов лунного корабля ЛК (изделие 11Ф94). Занимался проектированием и разработкой различных узлов космической техники, твердотопливными РД. С 1 января 1972 года работал старшим инженером 731-го отдела ЦКБЭМ (отдел летно-конструкторских испытаний космической техники). За годы работы в КБ участвовал в выпуске разделов технической документации по РН Н-1 (изделие 11А52), лунного корабля ЛК (11Ф94), лунного орбитального корабля (ЛОК) 11Ф93. Участвовал в испытаниях этих изделий, принимал участие в разработке МБР РТ-2 (изделие 8К98), военно-исследовательского корабля Союз-ВИ (11Ф732), орбитального корабля Союз 7К-ОК (изделие 11Ф615).
   Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и 1 ноября 1971 года получил заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) о годности к спецтренировкам. На заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
   В 1973 году работал в главной оперативной группе управления при летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) корабля 7К-С (11Ф732) и комплекса 27К («Салют»-«Союз») на судне АН СССР «Академик Королев» и в Евпаторийском ЦУПе. Выполнил программу полетов на Л-29 и 7 парашютных прыжков. Занимался макетной отработкой корабля 7К-С.
   С января 1974 по январь 1976 года проходил подготовку к испытательному полету на КК 7К-С (11Ф732) в качестве бортинженера экипажа, вместе с Ю.Малышевым. С января по сентябрь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6, изготовленной в ГДР, на КК «Союз-22», вместе с Ю.Малышевым. Во время старта КК «Союз-22» 15 сентября 1976 года был дублером бортинженера корабля. С октября 1978 по декабрь 1979 года проходил к первому испытательному полету на КК «Союз Т» в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа, вместе с В.Лазаревым.
   В октябре 1979 года был назначен бортинженером первого экипажа по программе второго пилотируемого испытательного полета на корабле «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л), который планировался на
IV квартал 1980 года и приступил к подготовке вместе с В.Лазаревым. После принятия решения одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты, в декабре 1979 года в экипаж был включен космонавт-исследователь ИМБП В.Поляков. В таком составе экипаж проходил подготовку до конца мая 1980 года, когда из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».
   Первый полет с 27 ноября по 10 декабря 1980 года совершил в качестве космонавта-исследователя КК «Союз-Т-3» и ДОС «Салют-6», вместе с Л.Кизимом и О.Макаровым. Экипаж провел ремонтные работы в системе терморегулирования ДОС «Салют-6». Продолжительность полета составила 12 суток 19 часов 07 минут 42 секунды.
   С сентября 1981 по 28 апреля 1982 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа КК «Союз Т-5» по программе 1-й основной экспедиции (ЭО-1) на ДОС «Салют-7». Во время старта КК «Союз Т-5» 13 мая 1982 года был дублером бортинженера корабля. С сентября 1982 по 5 апреля 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз Т-8», по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2) на ДОС «Салют-7», сначала вместе с В. Титовым и И.Прониной, а с марта 1983 года - с В.Титовым и А.Серебровым.
   Второй полет с 27 ноября по 10 декабря 1980 года совершил в качестве бортинженера КК «Союз Т-8». Планировалась длительная работа на борту ДОС «Салют-7» по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2). Экипаж провел ремонтные работы в системе терморегулирования ДОС «Салют-6». Однако стыковку выполнить не удалось из-за не исправности антенны системы сближения и стыковки "Игла" на корабле. Продолжительность полета составила 2 суток 00 часов 17 минут 48 секунд.
   С мая по 15 июня 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа КК «Союз Т-9» по программе 2-й основной экспедиции (ЭО-2) на ДОС «Салют-7». Во время старта КК «Союз Т-9» 27 июня 1983 года был дублером бортинженера корабля. С июля по 13 сентября 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа по программе 3-й основной экспедиции (ЭО-3) на ДОС «Салют-7». Программа полета предусматривала стыковку корабля с ДОС «Салют-7», замену экипажа 2-й основной экспедиции (
В.Ляхов и А.Александров) и работу по программе 3-й основной экспедиции до февраля 1984 года.
   Несостоявшийся полет 26 сентября 1983 года старт КК «Союз Т-10-1» с
В.Титовым и Г.Стрекаловым на борту не состоялся из-за аварии РН. Однако за несколько секунд до старта из-за пожара ракеты-носителя сработала система аварийного спасения (САС). Спускаемый аппарат приземлился недалеко от стартового стола. Продолжительность полета с момента срабатывания САС составила 5 минут 13 секунд.
   В феврале 1984 года заменил отстраненного по состоянию здоровья бортинженера основного экипажа КК «Союз Т-11»
Николая Рукавишникова и начал подготовку в советско-индийском экипаже по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-7».
    Третий полет с 3 по 11 апреля 1984 года совершил в качестве бортинженера экспедиции посещения ДОС «Салют-7» по советско-индийской программе вместе с
Ю.Малышевым и Р.Шармой (Индия). Стартовал на КК «Союз-Т-11», посадка на КК «Союз-Т-10». Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 40 минут 06 секунд.
   В марте 1985 года заменил в дублирующем экипаже 4-й экспедиции посещения (ЭО-4) ДОС «Салют-7» ушедшего на подготовку к ремонтному полету бортинженера
А.Александрова и по август 1985 года проходил подготовку по 2-й части программы ЭО-4. Во время старта КК «Союз Т-14» 17 сентября 1985 года был дублером бортинженера корабля.
   Проходил подготовку по программе «Буран», готовился в группе, состоявшей из космонавтов-испытателей НПО «Энергия» и ЛИИ. Принимал непосредственное участие в отработке систем орбитального корабля и наземных средств на предприятиях и стартовом комплексе на космодроме. В октябре – ноябре 1985 года руководством министерства общего машиностроения (МОМ), министерства оборонной промышленности (МАП) и министерства обороны (МО) было разработано и подписано соглашение о предварительных составах экипажей для летно-конструкторских испытаний корабля «Буран». Были определены составы первых четырех экипажей: в состав второго был предложен Геннадий Стрекалов. Сначала его командиром планировался
Римантас Станкявичюс, затем Анатолий Левченко. Однако официально экипажи так и не были утверждены.
   С февраля по 28 августа 1989 года проходил подготовку в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа экспедиции на ОК «Мир», вместе с
Геннадием Манаковым и Виктором Заболотским. С сентября 1989 по январь 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа ЭО-6 на ОК «Мир», вместе с Геннадием Манаковым. Во время старта КК «Союз ТМ-9» 11 февраля 1990 года был дублером бортинженера корабля. С апреля по июль 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа КК «Союз ТМ-10» по программе ЭО-7 на ОК «Мир», вместе с Геннадием Манаковым.
    Четвертый полет с 1 августа по 10 декабря 1990 года совершил в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-10» и 7-й основной экспедиции (ЭО-7) ОК «Мир», вместе с
Г.Манаковым. Стартовал вместе с Г.Манаковым, посадка вместе с Г.Манаковым и Т. Акиямой (Япония). Во время полета выполнил один выход в открытый космос:
29.10.1990 - продолжительностью 2 часа 45 минут. Продолжительность полета составила 130 суток 20 часов 35 минут 51 секунда.
   С апреля 1993 года проходил подготовку к полету на ОК «Мир» в группе космонавтов. С февраля по апрель 1994 года проходил непосредственную подготовку к полету в составе первого экипажа (для полета на первом этапе ЭО-16), вместе с Ю.Маленченко и Т.Мусабаевым, в качестве второго бортинженера. Но 1 апреля 1994 года решением ГМВК выведен из экипажа ЭО-16 из-за необходимости доставки на «Мир» дополнительных грузов и назначен бортинженером первого экипажа ЭО-18. С мая 1994 по февраль 1995 года проходил непосредственную подготовку к полету по программе ЭО-18 вместе с В.Дежуровым, а с 1 ноября 1994 года по программе Мир-НАСА вместе с Н.Тагардом (США). С 17 января 1995 года в связи с отчислением из отряда космонавтов продолжил подготовку к полету по контракту с РКК «Энергия».
    Пятый полет с 14 марта по 7 июля 1995 года совершил в качестве бортинженера 18-й основной экспедиции (ЭО-18) ОК «Мир», вместе с
В.Дежуровым и Н.Тагардом. Стартовал на КК «Союз ТМ-21», посадка на шаттле Atlantis STS-71.
Во время полета выполнил три выхода в открытый космос:
12.05.1995 - продолжительностью 6 часов 14 минут,
17.05.1995 - продолжительностью 6 часов 42 минуты,
22.05.1995 - продолжительностью 5 часов 15 минут.
   Кроме того, дважды проводил работы в разгерметизированном переходном отсеке (ПхО) базового блока ОК «Мир»:
28.05.1995 - продолжительностью 21 минута,
01.06.1995 - продолжительностью 23 минуты.
Продолжительность полета составила 115 суток 08 часов 43 минуты 54 секунды.
   С 17 января 1995 года работал начальником 291-го отдела НПО «Энергия» (командир отряда космонавтов НПО «Энергия»).
    Награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (10.12.1980, 11.04.1984), тремя орденами Ленина (10.12.1980, 1983, 11.04.1984), орденом Октябрьской Революции (1990), орденом «За заслуги перед Отечеством»
III степени (7 сенября 1995), медалью «Ветеран труда». Награжден так же орденом «Ашока Чакра» I степени (Индия, 1984), и медалью НАСА «За космический полет» (1995). Был удостоен звания почетного гражданина города Владикавказа.
   Геннадий Стрекалов умер 25 декабря 2004 года от рака желудка. Похоронен на Останкинском кладбище Москвы.

 

На главную ║  Назад   Космонавты и астронавты

 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Хостинг от uCoz